Оркестр Гранд

Мы протрубим о начале праздника!

Российский Роговой Оркестр

Появление Российского Рогового Оркестра под управлением Сергея Поляничко можно назвать вехой в истории российской музыки, соединившей историю и современность.
Это – не просто состав исполнителей, играющий популярную классическую музыку. Скорее, явление в отечественной музыкальной культуре, достойное самого пристального внимания. Молодой коллектив продолжает традиции 18 века, исполняя на уникальных инструментах музыкальные шедевры и современные произведения.

Российское ноу-хау.
Идея создания первого рогового оркестра принадлежит капельмейстеру Яну Марешу.
В 1751 году он догадался согласовать по полутоновому звучанию обычные охотничьи рога и соединить их в единый по тембру оркестр.

На императрицу Елизавету его звучание произвело такое сильное впечатление, что при дворе сразу появилось два роговых оркестра, а уже вскоре, с ее легкой руки, роговые оркестры имели многие вельможи, и обычная барская забава превратилась в искусство. Ни одно значимое событие не проходило без их участия — дипломатические приемы, официальные торжества, царские свадьбы, балы, охота и народные гуляния.

Звучание Рогового оркестра было неотъемлемой частью церемоний коронования.
В 1882г. барон К.К. Штакельберг специально возродил роговой оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883г.).
Прозвучал Роговой оркестр и на короновании Николая II 14 мая 1896г.
Это были последние звуки роговой музыки до начала 21 века.

Содержание рогового оркестра было дорогим удовольствием. Владели ими самые выдающиеся люди эпохи. Известно, что два роговых оркестра имел царский двор, а по примеру царицы в Москве роговые оркестры имели у себя М.М Голицын, Н.П. Шереметев, М.Н. Демидов, Д.Е. Столыпин, П.П. Бекетов, Б.М. Салтыков, П.И. Юшков, П.И. Колычев, и С.Д. Чернышева. В Петербурге оркестрами владели С.К., А.Л. и Д.Л. Нарышкины, К.Г. Разумовский, Г.А. Орлов, Г.А. Потемкин, А.С. Строганов, Безбородко, а также Конногвардейский и Преображенский полки.
Но музыкальные вкусы менялись, постепенно в моду вошли духовые и симфонические оркестры. А для медных рогов наступило время забвения. Казалось, старинной русской традиции не суждено было получить своего продолжения.

За полтора века попытки возродить роговые оркестры предпринимались не раз, но не увенчались успехом. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Воспроизвести предельно простую на первый взгляд идею, когда каждый инструмент издает только одну ноту, оказывалось бесконечно сложно на практике. Поскольку исполнить целостное музыкальное произведение, таким образом, возможно только при идеальном звучании. Недаром современники называли роговой оркестр подобием живого органа, творящим чудеса по выразительности и мощи. Мы можем гордиться – история оживает на наших глазах.

В 2006 году в Санкт-Петербурге под управлением дирижера Сергея Поляничко образовался коллектив — «Российский Роговой Оркестр», который продолжает возрождение Роговой Музыки.

Сегодня в арсенале оркестра 74 инструмента – уникальных по форме и звучанию. Диапазон 4 октавы. Для создателя инструментов Владимира Головешко выполнить подобную работу было делом чести. Медно-латунный сплав и метод высокотемпературного обжига – его «тайна за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют подстраивать инструменты, добиваясь чистейшего звучания.

В составе оркестра 20 музыкантов: студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты разных театров. Всех участников смело можно назвать подвижниками, их объединяет энтузиазм и высокое служение музыке. В отличие от предшественников, каждый музыкант на концертном выступлении может играть не на одном, а на нескольких инструментах, что позволяет исполнять любые самые сложные музыкальные произведения. За кропотливый труд и смелость музыкальных экспериментов оркестр в короткий период времени заслужил уважение среди музыкантов — профессионалов, историков, критиков, музыковедов и любовь слушателей.
Российский роговой оркестр постоянный участник Санкт-Петербургских, российских и зарубежных фестивалей. Оркестр открывал оба Brass-фестиваля в Мариинском, выступал на Пасхальном фестивале в Политехническом, фестивале “Петербургская Осень”, открывал V международный фестиваль Романтическая труба, участвовал в V фестивале “Почетные граждане Санкт-Петербурга”, фестивале “Душа колокола”, в III Рождественском международном музыкальном фестивале “Вифлеемская звезда”.

Оркестр гастролировал в городах России – открывал фестиваль им.А.К.Лядова в Боровичах, выступал на фестивале искусств “Русская музыка” в филармонии Великого Новгорода, в марте 2008 состоялись выступления коллектива на фестивалях «Русской Музыки» в городах Псков и Великие Луки.
25.03.08 коллектив выступил в прямом эфире телеканала СТО в Петербурге и 27.03.08 открыл первый BRASS – фестиваль в Мариинском. 29.03.08 состоялось выступление оркестра в городе Таллинн (Эстония) на фестивале Русской музыки.
В январе 2008г. Российский Роговой Оркестр по приглашению руководства Мариинского театра принял участие в “Red Sea International Music Festival” (Israel).
Оркестр выступает на многих известных сценах Санкт-Петербурга – в малом зале Санкт-Петербургской Филармонии, Мариинском театре, новом концертном зале Мариинского театра, в малом зале Санкт-Петербургской Консерватории, в зале Академической Капеллы, Голландской церкви, Смольном соборе, “Белом” зале Политехнического института, Соборной площади Петропавловской крепости, храме св. апостолов Петра и Павла при РПГУ им. Герцена.
В январе 2008г коллектив выступил со всемирно известной солисткой, народной артисткой России Ольгой Кондиной.
Одним из важнейших событий в жизни коллектива стало исполнение мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей» (1791г.) совместно с оркестром «Pratum Integrum» в Москве, на сцене Московского Международного Дома Музыки 15 марта 2008 г., а также совместная студийная запись на ВГТРК.

В декабре 2008г. по приглашению Постоянного Представительства Москвы в Санкт-Петербурге, при поддержке Croce Rossa Italiana Российский Роговой Оркестр выступил на Сицилии перед членами Императорского Дома России и эрцгерцогом Австрии Отто фон Габсбургом. За эти концерты оркестру была вручена награда L’Associazione Filarmonica Santa Cecilia.

Деятельность Российского Рогового Оркестра широко освещается в Интернете, газетами и журналами Санкт-Петербурга, на ТВ и Радио выходят программы посвященные творчеству уникального петербургского коллектива.
В период с 2006 по 2008 года в свет вышли три CD Российского Рогового Оркестра.

В наше время огромное внимание уделяется сохранению культурных ценностей, уникальных произведений архитектуры, литературы, живописи. В такой момент невозможно не ощутить всю значимость той огромной работы, которую проделали создатели и музыканты «Российского Рогового Оркестра».
«Возрождение целого пласта российской культуры» — вот определение, наиболее подходящее для целей и задач коллектива.
Так как «Российский Роговой Оркестр» имеет в своём репертуаре не только старинную музыку, но и произведения современных авторов, можно говорить о том, что наряду с возрождением традиций отечественной музыки, коллектив пытается вписать новое слово в её историю. При этом порой используются нестандартные решения, как в плане аранжировок, так и в самом подходе к воплощению смелых, новаторских идей.

Российский Роговой Оркестр существует при храме святых апостолов Петра и Павла РГПУ им. А.И. Герцена. Настоятель храма священник Артемий Скрипкин, освятил инструменты и благословил оркестр на возрождение Роговой музыки.

Генеральный директор «Центра Роговой Музыки»
Художественный руководитель и главный дирижер РРО
Сергей Поляничко
+7(911)2807770
info@horns.ru
www.horns.ru